Праздники

Праздник Благовещение

праздник Благовещение
Праздник Благовещение

Праздник Благовещение – один из больших (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Каждый год Благовещение отмечается 7 апреля и не отменяется, даже если приходится на Страстную среду или Страстную пятницу. В церквях совершается литургия св. Иоанна Златоуста, строгий пост несколько ослабляется (можно выпить вина и есть рыбу).

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы

На Руси издавна в этот день было принято торжественно звонить в колокола, такой звон назывался  – благовест. В церквях пели хоры: «Архангельский глас вопием Ти, чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Мария, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, жена плотника Иосифа, читала Библию в доме своего мужа. Она как раз открыла то место в книге пророка Исайи, где сказано: «Се дева во чреве примет и родит сына и нарекут его Еммануил». (Еммануил по-еврейски означает «с нами Бог».) Мария поняла, что речь идет о Божией Матери и подумала: «Как бы я была счастлива, если бы мне довелось быть при ней хотя бы служанкой». В это время к ней вошел посланец от Бога Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой! Благословенна ты между женами!»

Это явление и было названо Благовещением. Церковь считает, что именно этот день и стал днем  начала «таинственного общения Бога с людьми».  Если вкратце, то именно так  Православная Церковь   описывает праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот же праздник отмечается и Католической Церковью только, в отличии от Православной Церкви не 7 апреля, а каждый год – 25 марта.

История Праздника Благовещение

Праздник Благовещения много столетий считался не праздником Марии, а праздником Иисуса, как первый день его существования. Впервые об этом празднике упоминает святой Афанасий в 348 году, и именно как о празднике Спасителя. «Этот праздник, — говорит он по-латыни, — один из праздников господа и один из первейших, ибо празднуется сошествие с небес сына божия». Позже праздник был прямо назван conception s. Mariae, т.е. не благовещением, а зачатием.  В германии в средние века от назывался «Cleybentag». Это слово непосредственно происходит от bekleyben, т.е. зачать. Мария в этот день, тотчас после благовещения архангела, зачала спасителя. Когда после долгих споров дата рождения Иисуса была установлена на 7 января (25 декабря у католиков), днем благовещения было признано 7 апреля, т.е. ровно 9 месяцев до разрешения; этим самым день Благовещения был признан днем зачатия.

С трудом можно себе представить более сильную противоположность, чем между известной картиной Корреджио, где изображается греческий бог Зевс в облаке, из которого виднеются только его лицо и руки, обнимающие голую земную женщину Ио, и картиной Рубенса, где архангел Гавриил, целомудренно закутанный с головы до ног в развевающиеся одежды, благовествует так же целомудренно одетой деве Марии осенение ее святым духом. И все таки оба эти представления имеют общее происхождение: Бог снисходит к смертной деве и рождает с нею сына, который должен спасти мир.

Непорочное (девственное) зачатие

Как мы видим, миф о непорочном зачатии был распространен еще в дохристианские времена, и весьма широко. Почти все Боги Спасители приходили в этот мир от девственной матери и божественного отца.

По легенде и Будда был зачат непорочной матерью. Даже ученики Пифагора считали, что их учитель сын бога Аполлона. Полководца Александра Македонского считали сыном Зевса, а его законного отца царя Филиппа считали просто взявшим на себя роль воспитателя.

Современному человеку времен научно – технического прогресса, когда непорочное зачатие уже не кажется таким уж сверхъестественным способом появления на свет, приходится выбирать из двух вариантов. Толи Боги приходят в этот мир через обычных женщин и взрослеют как все обычные люди, толи непорочное зачатие просто красивый миф, легенда для придания религиям большей загадочности и романтичности.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой и его многочисленные последователи по всей Европе непорочное зачатие отрицали. Такие выводы можно сделать из труда Льва Николаевича «Соединение и перевод четырех Евангелий» 1902 г. и немецкого издания «Христианские и еврейские праздники их языческое происхождение и история» 1923 г. Лев Толстой и его современники искали истину и Бога.  Нам, по прошествии ста лет, до религии и правды порой бывает не легко дотянутся.

Как бы там ни было, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чистый и радостный. Каждый год 7 апреля  рекомендуют не сквернословить, не уделять особого внимания прическе, не работать и посетить церковь где верующим раздают особый церковный хлеб называемый просфорой. Считается, что благовещенская просфора обеспечивает благополучие и здоровье на весь год.

При написании этого материала использовалась литература: Православный календарь: Сост. Иванов П.И. — СПб.: ИД «Невский проспект», 1998.-397с.; Христианские и языческие праздники, их языческое происхождение и история: Оформ. Калишевский А. — СП «Арком», Москва, 1991.-176с.; Соединение и перевод четырех Евангелий: Толстой Л.Н. — электронная версия.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *